Порт Милена
Есть на краю Ульциня, там, где начинается Великий пляж, водоём. С виду — река, как река, берега, как у реки, вода течёт в море, два моста, старый и новый, с берега на берег. Вот только название у водоёма странное: Порт Милена (Port Milena)!
Это название появилось ровно 125 лет назад, в ноябре 1896 года.
Но история началась ещё раньше.
Когда правитель Черногории Краль Никола I (в то время ещё имел титул князя) посетил Ульцинь после присоединения его к Черногории по решению Берлинского конгресса, местный жители пожаловались, что в долине реки Бояна очень много заболоченных участков, где вольготно размножаются комары, переносящие инфекции, от которых в Ульцине умирали жители. Особенно часто погибали от малярии, и в основном дети.
Главным местом гнездования насекомых было Зоганьское озеро.
Король Никола поручил своему придворному инженеру из России Владимиру Ивановичу Варману решить проблему. И тот спроектировал канал, соединяющий озеро с морем.
В 1885 году канал был прокопан. А поскольку дно озера находилось ниже уровня моря, морская воду вошла в озеро, сделав его солёным.
Комары в солёной воде жить не захотели, заболеваемость в городе уменьшилась, а на базе солёного озера впоследствии появилось предприятие по производству морской соли — известная «Ульцинская Солана».
Своего названия у канала тогда не было.
Через десять лет случился следующий этап в жизни канала.
В 1896 году в начале ноября после сильных дождей воды албанской реки Дрим поднялись и хлынули в пограничную реку Бояну, и без того полноводную в это время.
В результате оказалась затоплена вся территория Великого пляжа и то место, где ныне находится поселок Штой. Вода переполнила Зоганьское озеро и вылилась в море по недавно выкопанному каналу, сильно углубив и расширив его устье. В результате образовалась бухта Джеране длиной 2,5 километра и шириной 150-200 метров — нынешнее начало Великого пляжа.
Несколько дней спустя капитан из Ульциня Сулейман Булари, направлявшийся на своей трабакуле «Huda verdi» (традиционное малое грузовое двухмачтовое судно на Адриатике) из Херцег-Нови в албанский Дуррес, обнаружив образовавшуюся гавань у мыса Джеране, провёл в канал своё судно и стал там на якорь.
Ульцинский капитан немедленно отправил телеграмму в Портовую управу в Цетинье: „In Porto di Gospodari arrivato primo kapitano Bulari“ (В Государеву гавань первым прибыл капитан Булари).
Князь пригласил капитана в Цетинье, поблагодарил за открытие гавани и объявил: «Канал будет называться именем моей супруги Милены Петрович».
Да-да, той самой М, в честь которой (якобы) построен двойной изгиб дороги из Негушей в Котор (на самом деле нет!). И я слышал утверждения, что тот самый Иосип (Иосиф) Сладе, знаменитый черногорский инженер, и проектировал канал. Но нет, канал строил, как я и упомянул выше, мой соотечественник, хотя Сладе действительно бывал в Ульцине. Он изучал возможность построить в городе порт на Малом пляже, но проведённые изыскания показали, что песчаное дно потребует слишком больших финансовых затрат на строительство, и проект был заброшен.
С тех пор канал носит название Порт Милена. Много десятилетий он был надежным убежищем для кораблей в непогоду. И одновременно самым большим нерестилищем рыбы в Средиземном море. Об этом до сих пор напоминают построенные на нем рыбацкие домики с хитрыми приспособлениями для ловли рыбы.
Некоторые домики были вполне себе капитальными строениями!
Но, увы, сейчас рыбу, пойманную в канале, не станет есть и кошка, домики частично обветшали, частично были снесены коммунальной инспекцией.
Уже и мало кто помнит, почему канал называется Портом…
А рыбаки со своими приспособлениями перебрались на реку Бояна, где тоже рыба косяками ходит на нерест в Скадарское озеро
.А приспособления эти называются «калимера» (по-гречески — «Доброе утро!») Неожиданно, правда?