Гора Врсута над Баром
Гора Врсута (1183 м над уровнем море) находится над морем к западу от города Бар. Подъём с 803 м над уровнем моря, т.е. общий набор высоты 380 м. Длина маршрута — 3,2 км.
Подъём на вершину начинается от перевала Суторман, отделяющего барскую низменность от региона Скадарского озера.
В Баре нужно на первом со стороны Ульциня перекрёстке с круговым движением свернуть с Адриатического шоссе в сторону гор, и затем, через пару десятков метров, на ближайшем перекрёстке, свернуть, влево (главная дорога идёт направо, в сторону Старого Бара).
Далее едем всё время прямо до нужного места, ориентируясь на указатели:
По дороге нам встретится интересное место:
Надпись на монументе гласит:
Победителям с Туджемили
1042 год
Памятник вашему геройству
Черногория и её свобода
В 1042 году на этом месте состоялась битва между войсками Дукли (ныне Черногория) и многократно превосходящими их численностью войсками Византийской империи. Черногорцы победили благодаря военной хитрости и хорошему знанию горной местности, и черногорское княжество Дукля окончательно получило независимость от Византии.
Сейчас здесь ещё и смотровая площадка с эффектным видом на Бар, порт и окрестности.
По дороге мы проедем несколько источников питьевой воды. Вот один из них. Здесь можно набрать воды перед подъёмом на Врсуту:
По дороге к перевалу есть ещё одна достопримечательность, заслуживающая обязательного посещения — туннель старой железной дороги Бар-Вирпазар, пробитый в скале итальянцами в 1908 году.
Это будет приятным дополнением к основной программе.
Ныне железная дорога идёт к озеру из Сутоморе, а в старом туннеле в 1959 году сняли рельсы и он превратился в автомобильный. Да-да, там действительно можно проехать на автомобиле к озеру.
А можно пройти его и пешком. Мокро и капель со свода были только на входе. Вся центральная часть тоннеля абсолютно сухие. В феврале на выходе был лёд. Летом, я думаю, туннель полностью сухой.
Надо признать, испытываешь здесь трудно передаваемые ощущения! Кстати, тоннель очень прямой, и, если, зайдя, дать несколько минут глазам привыкнуть к темноте, сразу видишь светлую точку выхода.
Координаты входа в тоннель: 42.15260° N, 19.11100° E, это примерно 300 метров в сторону от нашей дороги на Суторман.
Возвращаемся на дорогу и вскоре подъезжаем к перевалу
Транспорт можно оставить на огромной парковке перед зданием сушильного цеха фабрики лекарственных трав. Увы, цех давно не работает, и фабрики той больше нет…
Направляемся в сторону вершины по грунтовой дороге, плавно поднимающейся влево от седловины перевала.
Маркировка тропы встречается редко, но никакой нужды в ней нет. Путь до самой вершины идёт по грунтовой дороге, полого, широкими серпантинами.
Когда-то эту дорогу построила югославская армия для каких-то своих нужд, но эти нужды исчезли вместе с бывшей страной, а дорога осталась. Думаю, когда была тропа, путь был гораздо интереснее и живописнее. Но зато идти очень легко, можно вообще не смотреть под ноги и вертеть головой во все стороны, разглядывая поднимающиеся вокруг горы.
Я бы не советовал тратить время на фотографирование по пути, потому что настоящий восторг вы испытаете на самой вершине.
Если повезёт с погодой (мне чуточку не повезло), видно будет Бар с портом:
на гору Ловчен:
на Скадарское озеро:
на далёкие горы Проклетие:
А вот близкие красавицы Румию и Лисинь рассмотреть не удалось — обе вершины были закрыты набежавшими облаками.
А какие отсюда должны быть закаты и восходы!
Обязательно ещё схожу посмотреть.
Присоединяйтесь!
Мой телефон/вотсапп/телеграм/вайбер +382-69-509-375.
Или в социальные сети: FB ВК Инста