Св. князь Йован Владимир и Теодора Косара
По Балканам

Князь Владимир и Теодора Косара — история балканской любви

Принято считать, что в фактической столице Черногории Подгорице, в отличие от номинальной — Цетинье, не сохранилось исторических памятников, за исключением башни с часами из турецких времён (Сахат кула) и пары церквей.
Действительно, город сильно бомбили во время Второй мировой войны, однако в нём есть достопримечательности, заслуживающие вашего внимания.
Стоит отъехать на 3 километра от центра города, и вы оказываетесь на территории самых значительных в Черногории археологических раскопок — развалин древнего города Дукля.
Территория обнесена забором, на воротах внушительного вида замок.
Но это же и в самом деле Черногория! — замок ничего не запирает, вы тянет на себя одну из створок и оказываетесь на исторической территории.

Развалины античного города Дукля в Подгорице, Черногория

Здесь сохранились развалины Форума, нескольких храмов, больших и малых терм, триумфальной арки. Рядом, через дорогу, без всякой ограды — развалины церкви и христианской базилики и ещё масса необозначенных руин, видимо, пока не дошли сюда руки археологов.
И при этом ни одного посетителя!

Подгорица. Руины римского города Дукля (Doclea)

Всё это — останки древнего города Doclea, построенного у слияния Зеты и Морачи иллирийским племенем Доклеатов.
После захвата адриатического побережья Римом, город стал активно развиваться. После выделения части Далмации в 284 году в отдельную римскую провинцию Превалитанию, включавшую в себя значительную часть нынешней Черногории, город стал её столицей. Население доходило до 40 000 человек!

В дальнейшем нашествия готов и впоследствии славян, а также землетрясения привели к постепенному угасанию города.

В VII веке окружающие территории окончательно заселили славяне. Они переиначили название города, он стал называться Дукля. По одним сведениям, славянские племена разрушили город, по другим — наоборот, сделали своей столицей.

Как бы то ни было, город дал названию будущему славянскому государству Дукля, об одном из правителей которого я хочу вам рассказать.

Чтобы история была понятнее, нужно сделать небольшой экскурс в прошлое.
Ещё до нашей эры всё побережье Адриатического моря было захвачено римлянами, они победили иллирийское царство и принесли свою культуру, обычаи и религию. Примерно в IV веке на эти берега пришло христианство, оттуда же, из Рима.
Когда в 476 году Западная Римская Империя прекратила своё существование, вся эта территория отошла Византии.

В VI-VII веках земли вдоль адриатического побережья заселили славяне.
И первым делом они разрушили христианские храмы, а заодно и остававшиеся кое-где к тому времени греческие и римские храмы.
Понятно, почему — славяне в то время были язычниками.

Постепенно на базе племенных союзов начинали складываться славянские государства. В IX веке снова начало распространяться христианство, приносимое византийскими проповедниками.
Одним из таких государств на территории нынешней Черногории и была Дукля.

Карта Балкан. X-XI век

Все славянские государства были зависимы от Византии, но, в отличие от римлян, византийцы не вмешивались во внутренние дела своих вассалов, управляя через местную знать.
Да и обязанности правителей по отношению к Византии сводились к двум вещам — своевременно доставлять дань и воевать на стороне империи, когда она призовёт.
Князья покровители христиан сменялись князьями-гонителями, им на смену опять приходили поборники христианства — к концу X века Дукля стала христианским государством.

И вот в 990 году на престол Дукли восходит молодой князь Йован Владимир — это его вы можете видеть на иконах, его имя носит Соборный храм в городе Бар и памятник ему же вы можете видеть на главной площади Бара.

Памятник князю Владимиру в городе Бар
Соборный храм Святого князя Владимира в Баре
Икона "Св. Йован Владимир". Монастырь Арденица, Албания

Забегая вперёд, скажу, что в будущем ему предстоит стать первым сербским святым. Его мощи сейчас хранятся в Албании, он является небесным покровителем не только черногорского Бара, но и албанского Дурреса, а жизнь связала в один узел историю нынешних Черногории, Албании, Македонии и Болгарии. (И везде он один из самых почитаемых святых!)
И, разумеется, не обошлось без страстной любви и подлой измены!
И, конечно же, неспроста у него в одной руке крест, а в другой голова.
Но обо всём по порядку…
Автор главного литературного источника о том времени «Истории попа Дуклянина» так говорит о молодом властителе Дукли: «А мальчик Владимир унаследовал королевство и вырос украшенный всякой мудростью и святостью».
Ему вторит византийский хронист Иоанн Скилица: «Человек праведный, миролюбивый, следовал добродетелям».

Но, каким бы миролюбивым и праведным не был начинающий правитель, международная обстановка была и в то время очень непростая.

Главным врагом Византии в это время было Первое болгарское царство, возглавляемое царём Самуилом. Его воинские успехи были столь значительны, что он сумел заставить Византию платить ему дань и вынудил Константинопольского Патриарха
официально провозгласить себя царём.

Реконструкция облика царя Самуила

Верный союзническим обязательствам и понимая, что Дукля будет следующей целью царя Самуила, князь Владимир собрал войско и выступил навстречу болгарскому царю. Он стал лагерем на горе Облик на границе своей страны. (Если вы помните, по дороге в Албанию мы проезжаем село Облик, сразу после границы! Впрочем, сейчас некоторые историки полагают, что «великое стояние» было совсем в другом месте.) Не предпринимая активных действий, чтобы не подвергать опасности своих воинов, князь Владимир с господствующей высоты преграждал войскам царя Самуила путь в пределы своего государства.

Болгарская армия разделилась. Часть продолжила осаду, часть выдвинулась вдоль реки Бояна к Ульциню. (Сразу скажу, что взять Ульцинь болгарам, как и внуку Чингисхана через 250 лет, не удалось!)
В открытом бою победить князя Владимира не удалось, и царь Самуил подкупил местного жупана, чтобы тот выдал ему князя. Князь Йован-Владимир был отправлен в плен в город Преспа на берегу Преспанского озера (сейчас это территория Македонии).

Князь Йован Владимир в облике короля

Дальше слово летописцу попу Дуклянину: «Владимира держали в темнице, а он дни и ночи проводил в посте и молитве. В видении явился ему ангел Господень, подбадривая его и извещая его, что сбудется то, что его освободит Бог из этой темницы и что он,
как мученик, войдёт в царствие небесное и получит невянущий венец и награду жизни вечной. Приободрённый видением ангельским, Владимир с тех пор всё больше отдавался молитвам и посту. Так что в один день, дочь царя Самуила, по имени Косара,
подвигнутая и вдохновенная Святым Духом, пошла к отцу и спросила его, не могла бы она сойти вместе со служанками в темницу и обмыть головы и ноги закованным и взятым в плен, что отец и разрешил. И так то сошла она и сделала доброе дело.
Между прочими приметила Владимира и, видя что он красив с виду, смиренен, ласков и скромен и что полон знания и мудрости божьей, задержалась в разговоре с ним. Ей показалась его речь слаще мёда и медовых сот».

Встреча в темнице с Теодорой Косарой
Князь Владимир встречается в темнице с Теодорой Косарой

Как нетрудно догадаться, между дочерью царя и благородным пленником вспыхнула страстная любовь.
Косара (её церковное имя было Теодора или, в русской традиции, Феодора) молила отца, чтобы тот освободил пленника и отдал её замуж за князя. В противном случае она обещала броситься в озеро.

Можно предполагать, что царь в то время нечасто находился в столице и не смог противодействовать увлечению дочери — он как раз готовился к перегносу столицы в другой македонский город, Охрид, где и поныне возвышается величественная крепость царя Самуила.

Северная Македония. Охрид. Крепость царя Самуила
Крепость царя Самуила в Охриде, Македония. Вид на город.

Впрочем, возможно, царь решил, что князь будет хорошей партией для его дочери. Как бы то ни было, Самуил согласился, пленника выпустили из темницы, привели в порядок, сыграли свадьбу и молодые вернулись в княжескую вотчину Дуклю. В качестве приданого за своей дочерью болгарский царь подарил Йовану-Владимиру половину Албании!

Есть интересная легенда, подчёркивающая силу любви Теодоры-Косары. Утверждается, что пленный князь был ослеплён в темнице (не удивляйтесь, в то время это было в порядке вещей), и это не помешало царёвой дочке полюбить пленника. Ей было откровение, что для того, чтобы вернуть зрение мужу, необходимо построить 365 церквей вблизи какого-нибудь озера. В качестве такого озера было выбрано Шаское озеро в окрестностях Ульциня, церкви были построены и дали начало городу Свач, развалины которого присутствуют и поныне, а князь Владимир прозрел!

Развалины города Свач

царя, ни в каких военных авантюрах своего тестя не участвовал, жили они с молодой женой мирно и счастливо.

Вернувшись в Дуклю с молодой женой, князь устроил свою резиденцию на берегу Скадарского озера (там, где сейчас город Острос).

По словам попа Дуклянина, князь жил «любя Бога и служа ему ночами и днями; правил порученным ему народом в страхе божьем и правдой» «со своей женой Косарой в полной святости и целомудрии» (последнее уж не буду комментировать! По одиним сведениям, у них не было детей, по другим — была дочь, имя которой неизвестно, но известно, что она вышла замуж за зетского князя Стефана Воислава.)

Но, как вы понимаете, такие истории так просто не заканчиваются.

Царь Самуил сумел максимально расширить пределы своего царства, но и ему в какой-то момент изменило военное счастье. В 1014 году в битве у горы Беласица (большой соблазн объявить, что и это событие происходило в Черногории, у нас есть такая гора! но нет — историческая правда дороже, именно эта Беласица на границе Греции и Македонии, хотя такие топонимы встречаются, наверное, во всех балканских странах) его войско было разбито визинтийским императором Василием II Болгаробойцем и полностью попало в плен. Тяжело пережив поражение, царь Самуил заболел и скончался осенью того же года.

Византийский император Василий II Болгаробойца

Власть в Болгарском царстве перешла к его сыну Гаврило Радомиру, но он не усидел на престоле и года. В 1015 году его убил двоюродный брат, племянник царя Самуила Йован Владислав, захвативший власть.

Новый болгарский царь Владислав отправил к князю Владимиру посланника с приглашением прибыть к царскому двору в Преспу и послал ему золотой крест, на котором поклялся не причинить князю вреда.

Но Косара (видимо, несмотря на праведность и воспитанность, хорошо знавшая нравы, царившие в семье — её отец, чтобы утвердиться на престоле, убил своих братьев) не пустила мужа, предложив самой отвезти княжеский ответ и на месте попытаться понять замыслы двоюродного брата. Так и сделали: ответ князя по свидетельству летописца гласил «Знаем, что Господь наш Иисус Христос, который терпел за нас, не был распят на золотом или серебряном кресте, но на деревянном; так что, если твоя клятва искренняя и твои слова истинны, пошли мне с духовными людьми деревянный крест».

Владислав принял Косару с подобающими почестями, а к Владимиру отправил новое посольство — два епископа повезли князю деревянный крест.

Князь «взял крест, низко до земли поклонился, поцеловал его и сунул за пазуху; и взяв несколько человек, пошёл к царю».

Замысел царя Владислава состоял в том, чтобы устроить на пути князя засаду — неизвестные разбойники нападут и уничтожат Йована-Владимира, а болгарский царь останется непричастным к трагедии. Но не тут-то было — подосланные разбойники испугались архангелов, сопровождавших маленький отряд (ведь неспроста князь был причислен к лику святых!) и разбежались.

Путники прибыли на царский двор.

Руины церкви Св. Ахилия в Преспе, у которой был убит князь Владимир

Владислав, увидев, что его замысел не удался, не сдержался, накричал на своих посланников и таким образом всё открылось. Князь успел сказать Владиславу «гневное слово» прежде чем ему отрубили голову.

Убийство князя Владимира
Князю Владимиру отрубают голову

По преданию, обезглавленный князь не упал на землю, а поднял отрубленную голову, сел на коня и поскакал в некогда им построенную церковь вблизи города Эльбасан и уже там испустил дух. (Вот поэтому на иконах князя Владимира обычно изображают с головой в руке).

Монастырь Shën Jon Vladimirit в Албании

В этой же церкви князь и был похоронен. (Ныне это монастырь Св. Йована Владимира в Албании — manastiri Shën Jon Vladimirit) Несколько лет спустя вдова Косара перевезла тело мужа на родину, в Дуклю и похоронила его в монастыре Пречиста Краинска на берегу Скадарского озера.

Руины монастыря на Скадарском озере
Монастырь Пречиста Краинска в Остросе на Скадарском озере

Она отреклась от власти и остаток жизни провела как монашка, ухаживая за могилой своего мужа.

Как ни удивительно, история на этом не закончилась — следы и отголоски жизни князя протянулись до нашего времени! Историю креста и связанного с ним культа Святого князя Владимира я планирую ещё описать, или расскажу вам лично во время совместных поездок по Черногории и Балканам. Чтобы принять участие в такой поездке, звоните или пишите мне — телефон/вотсапп/телеграм/вайбер +382-69-509-375. Или найдите меня в социальных сетях:  FB   ВК   Инста


P.S. Рассказанная мной история в основном совпадает с житием святого, основанным, в свою очередь, преимущественно на «Летописи попа Дуклянина». Археологические изыскания последнего времени поставили под сомнения некоторые датировки и географические привязки истории, да и в целом существуют разные варианты даже ключевых моментов этой биографии. Приглашаю вас в путешествие по следам этой истории — может быть, именно ваше представление о древних временах на основе собственных впечатлений окажется истинным. Кто знает?

Автор

ulcinj.ru@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *